Popular art – популярное, общедоступное искусство; направление в искусстве конца 1950-х – начала 1970-х; направление, сложившееся сначала в модернистском изобразительном искусстве, а затем в различных сферах массовой культуры XX в.
Предпосылки появления течения
С момента своего возникновения поп-арт был своеобразной реакцией на абстракционизм и, прежде всего, на американский "абстрактный экспрессионизм" с его культом освобождения индивидуальности художника от восприятия и изображения окружающего мира и создания особого сложного мира чувств, доступного только избранным. Поп-арт стремился преодолеть эту элитарность искусства и возвратиться к реальности. Это возвращение понималось не как реанимация традиций классического искусства, а как выявление эстетической ценности образцов массовой продукции. "Почему вы думаете, что холм или дерево красивее, чем газовый насос? - спрашивает один из деятелей поп-арта Рой Лихтенштейн. - "Только потому, что для вас это привычная условность. Я привлекаю внимание к абстрактным свойствам банальных вещей"
Своими целями представители Поп-арта провозгласили "возвращение к реальности", раскрытие эстетической ценности образцов массовой продукции. Они буквально воспроизводят типичные предметы современного урбанизированного быта (вещи домашнего обихода, упаковка товаров, детали машин и т. д.), широко пользуются привычным языком средств информации (штампованные приёмы рекламы, прессы, телевидения, кино, документальной фотографии, комиксов и т. д.). Однако, несмотря на многообразие образных ассоциаций, вызываемых у зрителя произведениями Поп-арта, их кажущуюся злободневность, они отчуждены от подлинной реальности: яркие зрительные эффекты (достигаемые с помощью новейших искусственных материалов и сложных технических приёмов) заглушают сквозящие в них ноты иронии, неприятия господствующего в обществе "потребления ради потребления".
После второй мировой войны в Америке сформировался большой социальный слой людей, зарабатывавших достаточно денег, чтобы приобрести товары, которые им не были особенно важны. Например, употребление товаров: Coca cola или Levi's джинсы становятся важным атрибутом этого общества. Человек используя тот или другой товар, показывает свою принадлежность определенному социальному слою. Ток формировалась массовая культура. Вещи становились символами, стереотипами. Поп-искусство обязательно использует стереотипы и символы.
Это течение в искусстве рассматривало коммерческую культуру как сырье, как неиссякаемый источник живописного содержания, а не как зло(в додаизме), с которым надо бороться.
Поп-арт возник в Англии.Там он основывался на теоретических обсуждениях явлений современной культуры, в Америке его двойник появился спонтанно под воздействием внутренней ситуации в мире искусства.
Поп-арт не был художественным движением в смысле существования группы единомышленников или четкой концепции. Было творчество индивидуалов, которые слышали друг о друге, проводили перформансы и хэппенинги в своих студиях.
Международную известность поп-арту в его американском варианте принесли такие художники как Роберт Раушенберг, Рой Лихтенштейн, Джэспер Джонс, Джеймс Розенквист, Том Весселман, Клаас Олденбург, Энди Уорхол
Эти художники реабилитируют мир красоты банального, в их произведениях сквозит гордость тем, что американская торговля изобрела такие товары, которые всегда хороши, дешевы и равнодоступны.
Уорхол (Warhol) Энди (1930-1987)
Раушенберг, Уорхол вводили предметы «массовой культуры» в картину как прямую цитату: в виде коллажа или фотовоспроизведения.
С 1962 г. Уорхол. Прославился в новой технике — шелкографии. Суть ее состояла в том, что увеличенные фотоснимки печатались особым способом на шелковой основе, художник расписывал их в определенной последовательности и затем с шелка они механическим способом печатались на холст (краски продавливались через сетку шелковой ткани). Возникали красочные серии изображений, часто одного и того же фотообраза, по-разному раскрашенного (например, серии портретов Мэрилин Монро, Элвиса Пресли, автопортреты, листы долларовых купюр, фото цветов и т.п.).
Поп-дизайн
Поп-дизайн был неотделимо связан с американской мечтой абсолютно потребительского мировоззрения, которая в начале 60-х овладела всем западным миром. Идея производства долговечных, добротных товаров сменилась лозунгом "сегодня использовал - завтра выбросил". Это был прорыв в философии промышленного производства и дизайна. Детский стул из гофрокартона Петера Мурдока, цветное пневматическоен кресло из поливинилхлорида Ди Паса, Д Урбино, П. Ломази стали символами распространяющейся "культуры недолговечности".
Поп-дизайн с его яркими цветами, смелыми формами, дешевыми товарами стал стилем для молодых. Наиболее популярными материалами для поп-дизайнеров стали различные виды пластиков, процессы изготовления которых в 60-е годы были уже хорошо освоены. Пластик привлекал низкой ценой и разнообразием цветов. Энзо Мари одним из первых начал экспериментировать с пластиком.
Интерьер в стиле Поп-арт
Основные принципы построения интерьера:
- Приветствуется минимум мебели и встроенные шкафы, скрывающие излишки предметов.
- Стены могут быть различных цветов, равно как и текстиль - сочетание не сочетаемого - вполне в духе поп арта. Стены обязательно должны быть яркими, а в идеале – разных цветов и даже фактуры. Хорошим решением может быть вариант, когда одна из стен (следуя элементарному инстинкту самосохранения) все-таки остается светлой, еще две – контрастных ярких (только не натуральных) цветов, а четвертая – выполнена в фирменной уорхоловской технике многократно повторяющегося мелкого узора.
- В качестве декора можно использовать практически любое проявление современной поп-культуры - от дорогостоящих настоящих объектов современного искусства, до самодельных панно из подставок для пива.
- Комиксы. изображения звезд, логотипы известных брендов - все это будет смотреться уместно в интерьере в стиле поп арт.
- Обилие пластика, неоновая подсветка и глянец, глянец, глянец повсюду